
Основными нормативно-правовыми актами, которыми осуществляется регламентация торговой деятельности через сеть Интернет является Закон Украины «Об электронной коммерции» (Документ 675-VIII Редакция от 19.04.2020), Приказ № 103 Министерства экономики Украины «Об утверждении Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений» Документ z1181-07 Редакция от 02.10.2020
Правовое регулирование коммерческой деятельности через сеть Интернет
Статья 3 Закон Украины «Об электронной коммерции» определяет, что интернет-магазин – это средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки. Продажа подакцизных товаров через интернет дело не простое.
Электронный сделка – действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, осуществлена с использованием информационно телекоммуникационных систем.
П. 1.2. Приказа 103 вводится термин «дистанционная торговля». Это форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара и его заказ не совпадают по времени с непосредственной передачей выбранного товара потребителем.f
Согласно ст. 7 Закон Украины «Об электронной коммерции» Продавец (исполнитель, поставщик) товаров, работ, услуг в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к следующей информации:
- полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя;
- местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица – предпринимателя;
- адрес электронной почты и / или адрес интернет-магазина;
- идентификационный код для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика для физического лица – предпринимателя, или серия и номер паспорта для физического лица – предпринимателя, за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщила об этом соответствующий налоговый орган и имеет отметку в паспорте;
- сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию;
- о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги и, в случае доставки товара, – информация о стоимости доставки;
- иные сведения, в соответствии с законодательством подлежат обнародованию.
Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавца (в случаях, определенных Законом Украины “Об электронной коммерции”) – в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов – в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (70 грн.) – п. 7 ст. ст. 23. Закон Украины «О защите прав потребителей».
Торговля подакцизными товарами через Интернет напрямую не урегулирована.
С точки зрения контролирующих органов, действующие нормы Закона “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива” (по тексту – “Закон о регулировании”) регулировании не позволяют осуществлять указанную деятельность:
- Торговля алкоголем, учитывая ограничения по площади – просмотреть здесь и здесь.
- Письмо ГНСУ от 24.04.2020 г.. №1652 / 6 / 99-00-05-04-01-06 / ИПК – торговля вне определенного места торговли.
Поскольку прямого запрета в законодательстве не существует (кроме торговли алкоголем при отсутствии необходимой площади и табачных изделий вне места торговли, которые указаны в Законе о регулировании), ограничения по торговле акцизными нужно исследовать в разрезе других норм действующего законодательства.
Регистратор расчетных операций для торговли
В первую очередь, для торговли подакцизными товарами необходимо наличие оформленного регистратора расчетных операций – РРО и лицензия на указанную деятельность.
п. 2 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (по тексту – “Закон о РРО”) на субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и / или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг возлагается обязанность предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и / или электронной форме (в том числе, но не исключительно, с воспроизводством на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывания и идентификации с расчетным документом по структуре данных, в нем содержится, и / или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты).
Расчетная операция – прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки – оформление соответствующего расчетного документа по оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя – ст. 2 Закона о РРО.
Таким образом, вне зависимости или оплата будет осуществляться наличными или с помощью платежных карточек на интернет-ресурсе при продаже товара субъект обязан выдать покупателю расчетный документ установленной формы и содержащий полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и / или электронной форме через РРО , который указан в лицензии на торговлю.
Ответственность за невыдачу чека РРО
– 100 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
– 150 процентов стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое последующее совершенное нарушение.
Ответственность за проведение расчетных операций через регистраторы расчетных операций и / или программных регистраторов расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД, цены товара и учета их количества, согласно ст. 17 Закона о РРО – триста необлагаемых минимумов доходов граждан.
В данном контексте важно учесть условия оплаты товаров, которые могут существовать три:
- оплата через интернет-эквайринг продавца;
- оплата наложенным платежом в почтовых отделениях курьерской службы;
- оплата наличными или картой через эквайринг-терминал курьеру.
Продажа подакцизных товаров через интернет-эквайринг продавца
При использовании банковской карты для оплаты стоимости товаров квитанция платежного терминала не является расчетным документом в понимании Закона о РРО, а лишь подтверждает инициирования перевода средств со счета держателя. Такой вывод содержит письмо НБУ от 28.11.2019 г.. № 57-0007 / 62082, на что часто обращают внимание контролирующие органы.
Так что при продаже подакцизных товаров с оплатой через интернет-эквайринг продавца последний обязан выдать покупателю расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и / или электронной форме с указанием в кассовом чеке “предоплата товаров” через РРО, который указан в лицензии на торговлю. Выдача может быть осуществлена либо на месте где приобретается товар или в посылке, доставляемого курьерской службой.
С указанным подходом соглашаются контролирующие органы (письма ГНСУ от 24.10.2019 г.. № 966/6 / 99-00-05-04-01-15 / ИПК, от 12.11.2019 г.. № 1275 / ИПК / 23-00-33 -01-06)
Продажа подакцизных товаров наложенным платежом в почтовых отделениях курьерской службы
Если продажа подакцизных товаров осуществляется по почте при условии оплаты, то в момент получения товара на почтовом (курьерском) отделении покупатель вносит средства для перечисления на банковский счет продавца. Соответствующий документ, подтверждающий факт оплаты товара, в этом случае обязано выдавать почтовое отделение. Документом, свидетельствующим о получении того или иного товара, будет расходная накладная продавца, вложенная предприятием (продавцом) в посылку.
При получении почтового перевода наличными продавец пробивает чек РРО после получения указанных средств. Если наложенный платёж поступает в безналичной форме – чек РРО продавец не пробивает.
Описанный выше подход к оформлению расчетных документов фискалы озвучили в ИПК от 26.05.2017 г.. № 387 / ИПК / 20-40-14-10-17.
Оплата наличными или картой через эквайринг-терминал курьеру
В упомянутой выше ИПК от 26.05.2017 г.. № 387 / ИПК / 20-40-14-10-17 отмечено:
- в случае доставки товара при условии предоплаты с применением платежных карточек (Visa, MasterCard, LiqPay и т.д.) продавец при продаже товаров должен обеспечить доставку покупателю ранее распечатанного расчетного документа (чека) вместе с приобретенным товаром и соответствующим образом оформленным гарантийным талоном;
- если доставку товара осуществляют при условии оплаты, то курьер выдает расчетный документ (чек) покупателю в момент оплаты средств за приобретенный товар. При этом расчетный документ (чек) должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на транспортное средство, которым осуществляют доставку.
В контексте деятельности, регистрация портативного РРО на транспортное средство является практически невозможным, поскольку, место торговли определяется как место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и пива – без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива, – торговой площадью не менее 20 кв. метров, оборудованное регистраторами расчетных операций и / или программными регистраторами расчетных операций (независимо от их количества) или где есть книги учета расчетных операций (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, независимо от того, оформляется через них продажа других товаров.
Поскольку лицензию на розничную торговлю жидкостями для электронных сигарет получить невозможно, учитывая данную норму, то проведение операции из-за постороннего РРО фактически будет продажей в неопределенных для этого местах торговли, что является нарушением норм ст. 15-3 Будущей редакция Закона о регулировании, за которое установлены штрафные санкции.
Учитывая данное обстоятельство – при проведении расчета с курьером на месте, расчетную операцию следует проводить через РРО, который указан в лицензии на торговлю с отправкой квитанции в электронном виде покупателю.
Еще один из вариантов оформления расчетной операции при продаже подакцизных товаров через Интернет – указание в расчетном документе форму оплаты “кредит / наложенный платёж / отсрочки платежа”, о чем указывала ДПС в письме от 24.04.2020 г.. № 1652/6 / 99-00- 05-04-01-06 / ИПК.
Заслуживает внимания также то обстоятельство проверки по возрасту покупателя, определенного в ст. 15-3 Будущей редакция Закона о регулировании (совершеннолетние лица). За такое нарушение установленных штрафные санкции. Продавец при реализации товара через Интернет обязан убедиться в том, что покупатель достиг 18-летнего возраста.
Заключение
Продажа подакцизных товаров через интернет прямо законом не запрещена, однако учитывая ограничения, контролирующие органы указывают на возможное нарушение правовых норм, за которое установлены штрафные санкции и возможное аннулирование лицензии.
На практике, указанную деятельность осуществляют значительное количество субъектов хозяйствования, и учитывая прямое отсутствие запрета субъект хозяйственной деятельности, по своему усмотрению, может осуществлять продажу подакцизных товаров, не допуская при этом нарушений норм Закона о РРО и Закона о регулировании соответствующего вида деятельности.